Поделиться:
27 мая 2013 00:00

Отрывок из доклада «Государственный смысл Белого движения»

 

Дело русской Добровольческой Армии, возникшей в 1917-1918 годах и связанной с именами Корнилова, Алексеева, Каледина, Дроздовского, Колчака и их сотрудников и преемников, есть дело русской национальной чести, русского патриотического горения, русского народного характера, русской православной религиозности.

В этом глубоко бескорыстном, до безрассудства трудном и героическом сопротивлении Россия утверждала своё волевое бытие, Россия свидетельствовала о здоровых корнях своего духа, Россия обороняла своё достоинство и честь, она обнаружила героические основы своего характера, она доказывала свою гражданственность, она сверкала своим прошлым и закладывала фундамент своего будущего.

Об этих походах, которые будут любовно изучаться русскими историками и стратегами; об этих решениях и подвигах, на которых мы построим новую русскую этику; об этих именах, которые станут легендарными, - мы скажем нашим детям и внукам, чтобы они учились по этим заветам жить и умирать за нашу Россию.
 
Во всей духовной и исторически-внешней обстановке этой борьбы, в её мотивах и в её судьбах заложен ещё более глубокий, религиозно-государственный смысл Белой Армии. Этот смысл и составляет её идею. Белое движение отнюдь не надо идеализировать: с одной стороны, всегда и всюду могут оказаться люди слабые, неустойчивые и даже порочные и наделать неподобающее; особенно после перенапряжений такой войны, которая велась недовооружённой армией; особенно когда вся страна болела смутою; особенно при поднятии такого исключительного по размерам и напряжению подвига. С другой стороны, самые лучшие люди могут совершать ошибки, недосмотры - да ещё при таких потрясениях, сдвигах и во всеобщем замешательстве и переосложнении.

Однако только "воры" и "полуворы" заинтересованы в том, чтобы вводить отдельные эксцессы или ошибки в самую идею Белой Армии, сознательно извращая её. Идея Белой армии, которой армия всегда была и будет верна, есть идея духовно чистая и государственно великая. И её необходимо вскрыть и утвердить
 
На наших глазах весь путь Белой армии приобретал единый и великий государственный смысл. Смысл, обращённый не к свержению настоящего, хотя и проникнутый этим отвержением; смысл не стратегический и не политический, хотя оформленный и стратегически, и политически. Смысл, обращённый к будущему, к основам возрождающейся в будущем новой, великой и неодолимой России. Весь путь Белой армии был выстрадыванием и закреплением нового духовного уклада, нового способа гражданского бытия, нового строения души у воина и гражданина. Все опасности, все неудачи, все успехи, все испытания делали одно дело: они выделяли, воспитывали, закаляли и спаивали - кровью и любовью, бедою и подвигом - гражданские кадры для новой России.
 
Самое бытие белого воина - всё претерпевшего и утвердившегося - уже содержит в себе духовно-государственную идею новой России; эта идея автономного патриотизма; идея добровольной субординации; идея насмерть отстаиваемой чести; идея о том, что родина выше имущества, семьи и жизни; идея государственной ответственности личного атома за общее дело; идея о том, что государство строится не только приказом и законом, но любовью и долгом, сросшимися в живой подвиг; идея о том, что истинный гражданин живёт не страхом и не алчностью, а силою убежденности общим, единым для всех интересом; идея о том, что гражданин призван активно и вооружено бороться с предателем и врагом своей родины; идея о том, что публичная дееспособность гражданина измеряется его способностью к самоотречению и верности...
 
Шесть лет тому назад, немедленно после октябрьского переворота в Москве, я напечатал статью, обращённую к павшим в борьбе белогвардейцам, "Ушедшим победителям". "Вы победили, друзья и братья. И завещали нам довести вашу победу до конца. Верьте нам, мы исполним завещанное..." Я утверждал тогда победу духа над соблазном и страхом; победы чести над чернью; верности над предательством; патриотизма над безродностью; прямоты над хоронячеством; добровольчества над покорностью.

И вот прошло шесть лет. Я вспоминаю, что я высказал тогда, - и всемерно поддерживаю и подкрепляю сказанное. Да, Россия запомнит эти дела и эти имена и передаст их детям и внукам; и они услышат этот голос и поймут этот подвиг; и будут учиться этой любви и этой смерти. Ибо белые герои были глашатаями грядущего русского правосознания; и пока Россия будет жить, наши потомки будут гордиться ими и идти за их зовом. Пройдёт время, исполнятся сроки. В страданиях и покаянии очистится от смуты наша Россия. И снова будет у нас единая, братски спаянная воинская сила, ведомая духом чести и патриотизма, духом рыцарственным, духом белого служения.